0

Сумо к периоду Эдо стало чрезвычайно популярным развлечением. Уже с Периода Враждующих Государств несколько даймё предлагали своё покровительство самому сильному сумотори. Нанятые даймё они получали не только щедрую компенсацию, но и статус самурая. В качестве «спортивной одежды» суматори носили церемониальные передники с вышитым именем феодала (кэсё маваси), которого они представляли. Понятно, что такая опека гарантировала благополучное проживание, соответственно многие рикиси («сильный человек») выходили на ринг в надежде понравиться даймё. Листы, определявшие рейтинг спортсменов перечисляли феодальные владения, в которых они служили, а не фактическое место рождения.
В период Эдо правительство Токугавы запретило поощрять ставший слишком коммерциализированным вид спортивных состязаний, так как имели место быть частые беспорядки и поединки среди зрителей. Вместо этого позволялось проводить кандзин дзумо или сбор средств для храмов и святынь. В то время термин «кандзин» относился к пониманию как поощрение людей следовать за Буддой, жертвовать в пользу храмов для восстановления старых построек или создания новой статуи, строительства моста. Из-за своей популярности сумо естественно стал отличным источником дохода для религиозных учреждений.
Какая-то часть денег, безусловно, оставлялась рикиси, в качестве заработной платы, многие из которых к тому времени оказывались в положении ронинов.
Томиока Хатиман-гу назван как место рождения кандзин-дзумо и происхождения современного сумо. Первый десятидневный турнир прошел в святыне в 1684 году на участке, где расположена начальная школа в наши дни.
Два басё (Весна и Осень) проводились в святыне каждый год по разрешению сёгуната, и в эти годы были созданы многие правила и системы, в будущем способствовавшие оформлению кандзин-дзумо в профессиональный спорт.
В 1761 году название организации было изменено на «кандзин О-дзумо», отметив, таким образом, в первый раз профессиональную версию спорта «Великого Сумо».
В последующие годы басё проходили и в других святынях и храмах Эдо, пока Экоин не взял на себя прерогативу на все басё, с 1833 года. В эпоху Мэйдзи (1868-1912) особенно сильны отношения сумо и синтоизма, поскольку религия оставалась единственной поддержкой для сумоистов.
88 имен тосиёри добавили к 17 из Осака в 1927 году, чтобы сформировать современное Сумо Кёкай. Кёкай – официальная ассоциация, можно сказать своего рода правительство. Для Сумо – это Сумо Нихон Кёкай, которая руководит при содействии Министерства просвещения. Тосиёри по определению старший в Ассоциации Сумо Японии. Их называют ещё ояката, бывшие борцы, достигшие самых высоких почестей, они имеют значительные права и льготы. Только им позволено тренировать начинающих сумоистов (хэя) и они единственные, в прошлом рикиси, кто получает пенсию по выслуге лет.