0

Инари, божество риса, урожая, благополучия и процветания, особо почитаемое в народе. В древней Японии кузнецы и торговцы считали Инари своим покровителем. Но, прежде всего, божество связано с сельским хозяйством.
Каждую весну Инари-Сан спускается с горы, когда начинается сезон посева, чтобы поддержать фермеров и возвращается домой, только после того как собран урожай. Оба эти события широко отмечаются празднествами (мацури), в апреле и октябре.
В Японии несколько десятков тысяч небольших святилищ (мацудзи), посвященных Инари.
Их особенности - статуи лис (кицунэ), посыльных Инари, охраняющие кумирни.
Инари изображают с большим мешком риса, восседающим на спине у лисы. Чаще Инари наделяют мужскими чертами и у него длинная борода, но иногда божество может выступать и в женской ипостаси.
Самая главная синтоистская кумирня, «штаб-квартира» всех святилищ, посвященных Инари - Фусими Инари Тайся (тайся – главная дзиндзя), находится у подножия горы Инари в одном из одиннадцати районов Киото, Фусими. Фусими Инари Тайся, который часто называют Ойнари-сан, производит глубокое впечатление. У основания холма двухэтажные ворота (ромон – «ворота-башни») и главное святилище (го-хондэн). Чтобы добраться до окумия («тыловая» святыня, расположенная позади главной святыни, но посвященная тому же самому божеству) надо идти через четырехкилометровый тоннель, состоящий из 10 000 тории, знакомых по фильму «Мемуары Гейшы», пробивающийся через девственный лес. Мимо маленьких святынь (их пять), водопадов, озер. Окумия находится в середине пути.
По дороге встречаются бесчисленное количество алтарей (цука) для частного вероисповедания.
Такое паломничество называют оямамэгури, которое, особенно, впечатляет в вечерние часы. Тусклый свет пробивается через завесу деревьев, воздух наполнен звуками дикой природы. Вот когда испытываешь настоящий страх и ощущаешь таинственную власть многочисленных ками!
Путь нелегкий и вдоль всего маршрута расположены миниатюрные рестораны, в которых можно заказать любимую еду кацунэ – кацунэ удон («лапша кацунэ»), суп с лапшой, которая сверху покрыта кусочками абураагэ (жареный тофу).
Статуи кацунэ практически на каждом шагу. Во рту они держат рис или свиток, или ключ от зернохранилища. Сидя на высоких постаментах, они пристально всматриваются в лица проходящих людей. Забавно, но мордочки всех кацунэ отличны друг от друга.
На территории святилища небольшой огороженный участок, для двух каменных фонарей, наверху, которых камни (омокару). Загадав желание, нужно поднять один из камней обеими руками. Если камень окажется легким, то задуманное исполнится. Но если камень будет тяжелым, то с мечтой придется попрощаться.
Первые постройки появились на Инарияма в 711 году, в 816 году святыню перенесли ниже по просьбе видного религиозного деятеля Японии Кукая, но она сгорела дотла вместе с большей частью Киото во время «смуты годов Онин» (1467-1477). Главное здание комплекса построено в 1499 году, в эпоху Муромати (1336 - 1573).
Великая кумирня была под императорским покровительством в ранний период эпохи Хэйан.
В 965 году император Мураками приказал, чтобы в святыню посылали императорских курьеров для сообщения опекуну ками о важных событий, происходящих в стране. Такие «хэйхаку» были предоставлены 16 святыням Японии, включая и Инари Тайся.
С 1871 г по 1946 г святилище было официально назначен одним из Кампэй-тайся, («высшая» группа святилищ).
Миллионы людей направляются в святыню в дни празднования Нового Года и очень много людей в первый день каждого месяца (ума но хи, день лошади в старом японском календаре).