0

В Национальном Музее Киото есть один экспонат, глядя на который ощущаешь необъяснимый душевный покой, – свиток, на нем изображен монах, размышляющий в лесу.
Монах, одетый в робу черного цвета, сидит в позе дзадзэн на пне дерева, расколотом на две широких ветви.
Рядом на невысокой ветке висят его четки, курильница, под веткой стоят гэта.
Вокруг густой лес, скалы, высоко пролетают птицы, белка на ветке невозмутимо наблюдает за монахом…
На свитке Мё-э (1173-1232), знаменитый монах, подобно Будде он всегда уходил на природу и медитировал в пещерах, среди деревьев, на скалах.
Свиток, «Мё-э Сёнин-дзо» или «Дзюдзё Дзадзэн-дзо», Национальное Сокровище, фактически, принадлежит храму Кодзан – дзи, который отдал на сохранение свиток и другие сокровища храма Киотскому Национальному Музею.
После того, как Мё-э в раннем возрасте лишился родителей, его взял на воспитание дядя, монах из Дзингодзи в Такао, на северо-западе Киото. Когда парню исполнилось шестнадцать лет, его приняли послушником в Тодайдзи, Нара. Всю последующую жизнь Мё-э вел аскетический образ жизни, постоянно совершенствуя себя в религиозном учении. Не прекращал он исследований и в Дзингодзи, вместе с монахом Монгаку, принадлежащим к школе Сингон, кроме того, заинтересовался новой школой Буддизма Дзэн, о которой он узнал от её основателя в Японии, Эйсая (1141-1215).
Но в первую очередь Мё-э был увлечен доктринами школы Кэгон, одной из старых школ Нара, в ней все явления, происходящие в мире, равны, и зависят друг от друга, они есть выражение самого высокого принципа, разума Будды. Мё-э пытаясь возродить влияние школы Кэгон перед лицом новых движений, задумал посетить Индию, что в то время не делал ни один японец, но оракул божества святыни Касуга в Нара посоветовал ему остаться в Японии.
Большую часть жизни Мё-э провёл в Тогано-о, области в районе Такао, недалеко от Дзингодзи, далеко в горах. Здесь он восстановил старый храм, Кодзандзи, и превратил его в центр возрождения Буддизма Кэгон. Землю предоставил монаху экс-император Готоба в 1206 году. Полное название храма «Храм в горах, Первый Освещенный Солнцем» и посвящен Космическому Будде или Будде Великое Солнце, Вайрочане.
Первый храм был основан по указанию императора Конин в 774 году и назывался «Синган-дзи Тогаобо».
В храме сохранялись четыре бесценных свитка, Тёдзю Гига, с карикатурами на животных, изумительная работа. Животные на картинах, созданных выдающимся священником Тоба Содзё (епископ из Тоба), повторяют человеческие действия. Свитки называют первой манга Японии и сегодня они являются Национальным Сокровищем Японии (находятся в Киотском Национальном Музее).
На территории храма Мё-э привил несколько чайных кустарников, подаренных ему Эйсаем, и учил искусству создания чая. Монахи пили чай по время медиативных бодрствований.
В ходе гражданских войн 15 и 16 столетий храм разрушили. Позже его восстановили, перенеся сюда постройки от других храмов. Никаких скульптур, никакого музея нет в храме, не осталось и старого сада, лишь несколько кустов, посаженных недавно, чтобы отдать дань памяти заслугам великого Мё-э.
Но место замечательно по красоте и особой духовности. Строгий и изящный Кодзан-дзи, основание, которого покрыто мхом и старыми камнями, стоит в непроницаемом тихом лесу, над которым только синее небо, с проплывающими по нему белыми облаками.
Киотцы любят приходить сюда в период момидзигари, чтобы полюбоваться на прекрасные, пылающие яркими красками клены.