0

Духовное сердце Камакура, святыня Цуругаока Хатимангу, воздвигнутая в 1063 году в Дзаймокудза, Минамото но Ёриёси, затем увеличенная и перенесенная в Камакура, Минамото но Ёритомо в 1180 году, посвящена синтоистскому богу войны и покровителю семьи Минамото Хатиману.
Минамото но Ёсийэ, сын Минамото но Ёриёси (происходил из семейства Сэйва-Гэндзи), после достижения совершеннолетия, в святыне Ивасимудзу (Киото), взял себе имя Хатиман Таро Ёсийэ. Благодаря храбрости, военному мастерству, его имя вошло в легенды, и для самураев всех эпох Минамото но Ёсийэ считался эталоном идеального воина.
Культ Хатимана можно проследить, начиная с шестого столетия. В Уса Хатимангу в префектуре Оита (регион Кюсю) Хатимана наделяли пророческим даром. Позже в 9 веке божество отождествили с легендарным правителем Японии 3-4 века Одзином. При нем синтоизм стал государственным культом Японии. Одзин считается тем правителем, кто ввел самурайский кодекс чести или бусидо. При императоре поклонялись Хатиману как богу стрельбы из лука и войны.
Имя Хатиман читается и как Явата. Литературно, «семь флагов», которые в легенде упали с неба и ознаменовали рождение императора Одзина. Первые святыни, посвященные Хатиману, обожествляли Одзина, его мать императрицу Дзингу и супругу Химэгами. С конца 8 столетия Хатиман известен и как Бодхисаттва и таким образом он божество не только синтоизма, но и буддизма. В буддизме образ Хатимана представлен буддистским монахом. В стране насчитывается около 30 000 святынь Хатимангу национального масштаба, главная резиденция божества в Уса Хатимангу.
Символической птицей и посыльным Одзина слывет голубь, он присутствует в иконографии в святыне в Камакура. Надпись на главном зале святыни (хонгу или уэномия) иероглиф «хати» (восемь) в виде двух голубей.
Дерево гинкго («серебряный абрикос») налево от лестницы, ведущей к святыне, помнит дни, когда свершилось ужасная казнь 12 февраля в 1219 году. Холодным зимним вечером 1 дзюку (26 день первого месяца) Санэтомо, третий сёгун, спускался по лестнице из святилища, после церемонии, восславившей присвоение ему титула удайдзин (правый министр). Его племянник Кугё, сын второго сёгуна Минамото но Ёрийэ (1182-1204), прятался за деревом, вынашивая план мести. Кугё был убежден в причастности Санэтомо к смерти отца. Через несколько часов после убийства дяди, Кугэ совершил сэппуку и таким образом прервал линию клана Минамото, дав прийти к власти роду Ходзё. Голову Санэтомо так и не нашли.
Пройдя через Сан но Тории (Третьи Ворота) главного входа можно увидеть три маленьких моста – арочный каменный мост в центре и ровные деревянные, покрашенные в красный цвет, мостики с двух сторон. В дни сёгуната их было два. Плоский мост и арочный мост, возле которого сёгун оставлял свиту, и продолжал путешествие к святыне в одиночестве. Уважая старую традицию, мост, названный Тайкобаси («Барабанный мост») закрыт для прохода.
Простые люди могли пользоваться только ровным мостом. Мосты перекинуты через канал, объединяющий два прудами, Гэмпэй-икэ, пруды Гэмпэй. Название напоминает о войне Гэмпэй, между двумя враждующими кланами, Минамото и Тайра, эпохи Хэйан. У пруда Минамото три острова – символ процветания, в то время как у водоема Тайра четыре острова. Четверка, как известно, несчастливое число в Японии и связано со смертью и разрушением.
Согласно одной из версий супруга Минамото но Ёритомо, Масако, представительница клана Ходзё, приказала вырыть два пруда. В водоеме с правой стороны она привила белые лотосы, символ Минамото.
В другом пруду на левой стороне – красные лотосы, как напоминание о Тайра и их поражении. Красный цвет лотосов олицетворяет пролитую кровь Тайра.
Святыня на одном из островов Гэндзи-икэ, Хата-агэ Бэндзайтэн («поднимать знамя»), служит напоминанием о том времени, когда Ёритомо приказал поднять белый флаг Минамото и объявить войну Тайра. Хата-агэ Бэндзайтэн посвящена буддистской богине Бэндзайтэн (Сарасвати). В 1868 году, когда указом императора синтоизм и буддизм разделили на две основные государственные религии, кумирню демонтировали, но в 1956 году восстановили.